«Мне показалось, что от
появления этих книг окружающий нас мир в чём-то меняется, становится
просторнее, обозримее, светлее».
Игорь ДЕДКОВ
Новая книга попала ко мне в
руки. Как обычный читатель, задумываюсь: «Почему автор дал ей такое название
«Просека»?» В конце книги изучаю статью «Содержание» и обнаруживаю: первая
повесть этой книги называется «Просека в сумрачном лесу». Размышляю: «Просека
- это вырубленная в лесу полоса леса, предназначенная для строительства дорог,
электролиний, газопроводов... Не надо даже заглядывать в толковый словарь.
Что в этом слове интересного для меня? Какое чувство охватывает человека,
который из тёмного непроходимого леса вдруг выходит на просеку?» Скорее всего,
чувство радости оттого, что вышел на более светлое место. К тому же доволен
собой, тем, что преодолел препятствия, духом не упал, рук не опустил. Сам вышел.
Тем самым почувствовал силу и уверенность в себе.
В человеческой жизни «сумрачного» немало:
ложь, зависть, трусость, подлость. Как преодолеть это, избавиться от этого,
что сделать, чтобы зло не торжествовало?..
Книга М.Ф. Базанкова сложена из избранных
повестей и рассказов. Прочитав её, я поймала себя на мысли: «Хорошо бы
предложить книгу для семейного чтения!» В воображении тут же возникает
картина...
...Сначала все вместе, дети и взрослые,
рассматривают иллюстрации и фотографии. Замечают, что рисунки выполнены самим
автором, таким образом отмечают ещё одну сторону таланта - быть художником.
Взрослые, между тем, рассказывают об известных фактах из биографии
писателя-земляка. А потом каждый член семьи найдёт в книге Михаила Федоровича
Базанкова произведение по вкусу.
Мама вместе с младшими детьми с
удовольствием прочитает историю про мальчика, которому взрослые доверили привезти
на упрямом быке Горьке масло из Портюга. На самом деле, маме история путешествия
до Портюга хорошо знакома. Рассказ «Гороховый кисель с тёплым льняным маслом»,
прочитанный некогда в книге «Признание в любви», крепко запал ей в душу. Во время
чтения мама, конечно же, будет что-то объяснять, комментировать. Обратит
внимание на встретившиеся в рассказе названия сёл и деревень: Малое Тюково,
Сорвино, Никола-граф (можно карту Костромской области разложить на столе, по
ней проследить путь мальчика). Пояснит смысл незнакомых слов (отава,
корчага, шесток, плашки, ободья, фезеушник). Услышит мнение детей о
характере главного героя.
Детям-старшеклассникам настоятельно
рекомендую прочитать рассказ «Берлога». Равнодушными не останетесь. Не
вскользь, а обстоятельно, подробно рассказывает писатель об одной неурочной охоте. В
правдивости описываемых событий сомнений нет. Автор следует жизненной правде.
Тем больнее всё происходящее отзывается в нашем сердце. Для старшеклассников,
которые перед экзаменом в форме ЕГЭ находятся в глубоких раздумьях о том,
какое художественное произведение взять для анализа, чтобы в нем налицо были
нравственные проблемы, тема взаимоотношений человека и природы, проблема
нравственного выбора. - ответ прост: прочитайте рассказ «Берлога»,
поразмышляйте над прочитанным, и аргументы найдутся. Это высокохудожественное
произведение, в котором распутывается целый клубок проблем. Я вижу его в одном
ряду с рассказом В.М. Шукшина «Волки», с повестями Г. Троепольского «Белый Бим
Чёрное ухо» и В.П. Астафьева «Царь-рыба».
...Дед всю книжицу прочитал первым. «Пришлась помысле», - так и сказал. С бабкой своей, ненаглядной Марусей, нет-нет да и обменяется впечатлениями:
- Слышь, Марусь, как Михайло-то резанул! У
Лапшина-то душонку повывернул. А Матрёна молодец, кого-то она мне напоминает...
- Глянь, а вот и лирик
заговорил, как ты любишь. На-ко сама почитай. Да отложи ты на минутку эти
противни!
Читают вместе: «Выкатилась большая
красноватая луна. Крыши, закиданная листвой дорога и обнажённые ветви берёз, тополей,
черёмух словно бы поседели. Это пал иней».
- Послушай-ко, какой живописец: «На
дальних лугах, насколько охватывал глаз, несметной ратью стоял поднятый в
конуса лён». Да что говорить! Наш писатель, понимающий, здесь его корни. А
мысли, мысли так и роятся. Есть человеку что сказать, подсказать да на просеку
вывести.
...За чтением рассказа «Последний рубеж»
мне видится отец семейства. Тема исчезающих деревень, заросших бурьяном
колхозных полей, опустевших ферм, вросших в землю силосных траншей пробуждает
память, тревожит сердце. Во время чтения столько картин встаёт перед
глазами!.. Столько вопросов повисает в воздухе!.. Не поблагодаришь писателя-земляка
только за одно: впереди ждёт бессонная ночь. Душа растревожена. Вечные вопросы
«кто виноват?» и «что делать?» остаются без ответа.
Чтобы отвлечься от тяжёлого груза мыслей,
надо открыть двести шестидесятую страницу книги «Просека». Рассказ «Солнышко»
и согреет, и подскажет правильные ориентиры («нельзя стог оставлять незавершённым»),
и поможет даже взрослому человеку выйти на свою просеку. Даже невзначай
сказанные слова «рисовать надо по любви» обретут более широкий смысл: «Жить
надо по любви, относиться к окружающим с любовью, уметь дарить свою любовь».
А.Н. ЗАМЫШЛЯЕВА,
Заслуженный учитель России.